Более того, образ в художественной литературе иногда возникает не только при отсутствии образного выражения, но и при отсутствии прямого словесного выражения данного образа. Так, при чтении стихотворения Лермонтова "Из-под таинственной холодной полумаски" в нашем сознании возникает образ светского бала, на котором поэт встречает женщину, пленившую его воображение. Но о бале в стихотворении не сказано ни одного слова. Обстановка, в которой происходит встреча поэта с "маской" никак не обрисована. Однако первый же стих косвенно указывает место действия: женщину в полумаске можно встретить, очевидно, на маскараде, на балу, а не где-либо еще. Образ бала возникает не из текста, а из "контекста". Конкретизации этого образа способствует нарисованный поэтом портрет красавицы, скрывшейся от бальной толпы под "таинственной холодной полумаской" и оживленно беседующей с поэтом. Так "по легким признакам" в воображении читателя возникают образы не только героев бальной "встречи", но и той обстановки, в которой она происходит. Едва ли стоит в подобных случаях применять термин подтекст, который прочно ассоциировался с повествовательной и драматургической манерой Чехова и который предполагает сознательное умолчание о том, что прямо не выражено в тексте, но должно быть понято, дополнено читателем. К тому же в разбираемом случае текста, обозначающего обстановку бала, строго говоря, нет, а значит, не может быть и подтекста в собственном смысле слова. Образ бала возникает, как было сказано, из контекста, то есть из тех слов и выражений, которые относятся не к данному образу, а к тем предметам, с которыми данный образ связан.