«Моби Дик, или Белый Кит» (1851) - мелвилловский шедевр - писался мучительно трудно. Задуманный первоначально как повесть о китобойном промысле, он вырос в грандиозную национальную эпопею, разрушив попутно все традиционные жанровые рамки романтической прозы. Роман не имел успеха у современников, как не имели его и три последних романа. «Моби Дик, или Белый Кит» создавался на рубеже 40-50-х годов. В это время страна неудержимо приближалась к Гражданской войне. В ходе работы над романом авторский замысел неоднократно менялся. Соответственно менялась структура книги: дописывались новые части, переделывались уже готовые, главы менялись местами, уходили из повествования одни персонажи, появлялись другие. Отсюда и особая форма романа о Белом Ките, не предустановленная заранее. Поэтические описания океанской стихии, суховатые научные рассуждения, диалоги и монологи в духе елизаветинской трагедии, философские отступления, притчи, описание китобойного промысла, размышления о судьбах человека, народов и государств - все это идет непрерывной чередой, заставляя читателя с некоторым усилием переключаться с предмета на предмет и следовать за глубинной логикой авторской мысли. Споры о жанре «Моби Дика», не утихают. «Моби Дик» содержит жанровые признаки «морского романа», социального, философского, фантастического, приключенчиского. Указанные аспекты повествования «проросли» друг в друга. Жанр «Моби Дика» синтетичен. Купер в своих «морских романах» соединил мореплавание с историей, но оторвал его от современной социальной действительности, М. представил корабельную палубу как часть национальной действительности. Белый Кит - всеобъемлющий символ, олицетворение демонической мощи и великой тайны универсума, подлежащей разгадке. Социальная проблематика в «Моби Дике» привязана в основном к промысловым аспектам романа, ее значимости, и общий вывод относительно характера человеческих взаимоотношений в буржуазном обществе - «Собственность - это весь закон!». Капитан Ахав проецирует на Белого Кита представление о мировом зле, живущее в его мозгу. Ему, в сущности, все равно, каков Моби Дик на самом деле и каково истинное содержание символически воплощенных в нем сил. Он полагал, что может одолеть мировое зло, уничтожив Белого Кита. На самом же деле Ахаву открыт один путь - самоуничтожение. Истина открывается лишь созерцательному сознанию Измаила, истина крамольна и ужасна: во Вселенной нет высших сил, направляющих жизнь человека, общества, народов и государств. В ней нет ни бога, ни абсолютного духа, ни провиденциальных законов. В ней - только безмерность, пустота и неопределенность. Наши судьбы в наших собственных руках!