Жюльен Сорель - представитель поколения 20-х годов XIX века. Ему присущи черты романтического героя: стремление к независимости, яркая индивидуальность, желание изменить свою судьбу. Одаренный умственными способностями, он еще мальчиком почувствовал необходимость вырваться из этого среды. Однако во время Реставрации сделать это не так просто: собственных достоинств для этого недостаточно. Прошли времена Империи, когда храбрость и определенные знания могли сделать из солдата генерала. Во времена Реставрации необходимо благородное происхождение, чтобы офицерский чин. И если невозможна карьера военная, то возможна церковная. Церковь играет ведущую роль, и епископ, даже если он плебейского происхождения, весит больше чем любой аристократический лентяй. Так возникает в Жульена мысль стать священником, сделать церковную карьеру и таким образом завоевать себе положение в высшем свете. Жизнь ставит его перед выбором: жить по законами родителей или «пробить» себе дорогу к высшей власти, но обречь свою душу на гибель. И он делает свой выбор. Чужим чувствует себя юноша в семье мэра Вернера господина де Реналь, ненавидя неискренность людей из окружения мэра, состояние которых попадает им в руки из-за хищения средств, выделила казна несчастным подкидышей. Он наблюдает духовное убожество провинциальной аристократии, которая руководствуется только корыстными замыслами и постоянно боится революции и подвохов буржуазии, которая тоже изображается темными красками: полное моральное растление, вызванное самыми принципами накопления, мещанский образ мыслей (победа Вально над Реналем). Совесть Жюльена стала нашептывать ему: «Вот оно - это грязное богатство, которого и ты можешь достичь и наслаждаться им, но только в этой компании ». Для Жульена пробить свой путь означало прежде вырваться из Вернера, он не любил свою родину. Ему ненавистна даже мысль, что придется всю жизнь жить в этом грязном группе людей, которые не остановятся ни перед какими преступлениями. Он чувствовал себя очень одиноким. Желая показать свою начитанность, знания, умение мыслить, Жульен приходит к безансонского семинарии. Но и здесь его ожидает разочарование: духовные круги Безансона далеки от чисто религиозных интересов и проблем. В романе действуют священнослужители всех рангов, начиная от скромного сельского кюре и заканчивая епископом. В церковной среде господствует идеологическое расслоение. Как ранее герой не видел единства среди мирян, так не видит ее теперь и среди духовенства и приходит к выводу: «Вот теперь я попал в жизни, и таким оно будет для меня до конца ». Не ценят талант, ум, честность, порядочность простолюдина в доме маркиза де Ла-Моля, не даст маркиз согласия бракосочетания своей дочери с плебеем, хотя совсем недавно считал его своим сыном. В сознании же Матильды де Ла-Моль ярче, чем в сознании других аристократов, господствует мнение о революции и возможность ее повторения. Она не подвержена пассивно наблюдать события и сложить голову без сопротивления. ее раздражает беспомощность молодых людей, которые ее окружают, поэтому она увлекается секретарем своего отца, видя в нем возможного деятеля революции, будущего Мирабо или Дантона. Вступая с ним в связь, она считает, что он спасет ее и ее семью в случае революции от гильотины, хотя духовные черты Жюльена соответствуют и его духовному состоянию. Это единственный человек в доме де Ла-Моля, которая разглядела богатый внутренний мир и глубокую силу духа этого юноши. Из-за выстрела в церкви в любимую госпожи де Реналь, Жульен попадает в тюрьмы. И только здесь, дожидаясь казни, юноша понимает, что его попытка разрушить социальные и нравственные границы между аристократами и плебеями не осуществилась. Не пришлось Жульен доказать «сильным мира сего», что такие, как он, заслуживают лучшую судьбу. Задача романа заключается не только в том, чтобы изобразить лицемерие как единственно возможный путь для достижения цели. Жульен не достигает своей цели. И, главное, в конце жизни он уже не руководствуется ни честолюбием, ни лицемерием. Когда он ближе узнал людей, увидел низисть окружающей среды, он усомнился в ценностях того, к чему так стремился с самой ранней юности и долгое время его бредом, это перестало привлекать Жульена. История этого «прозрения» и составляет основную тему романа, и в этом заключается огромная обличительная сила произведения. Но расставшись со своими юношескими иллюзиями, поняв убожество своих прежних идеалов, Жульен Сорель потерял всякий интерес для дальнейшего существования. Окончательно он прозревает от своего честолюбивого головокружение уже после того, как сделал свой роковой выстрел. Только он понимает тщетность и бессмысленность своих прежних стремлений, понимает, что ему не нужно то, чего он так долго добивался. Счастье с госпожа де Реналь оказывается невозможным. Его речь в суде является итогом его жизненного развития. Превратив свою проповедь обвинительный акт назад. Превратив свою проповедь обвинительный акт том обществу, посылает его на гильотину, он заранее отказался от возможности смягчения приговора, от возможности спасения, ибо жизнь стало для него ненужным. Однако физическое поражение является одновременно моральной победой Cреля над отсталым, консервативным существованием общества. Акт правосудия не взял гору, месть касты аристократов не состоялась - Жульен умер мужественно и достойно.