Российский историк В. О. Ключевский (1841—1911) писал, что знание прошлого — «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условиесознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней?
Слова Ключевского означают, что люди обращаются к истории не только для того, чтобы просто удовлетворить свою тягу к познанию, но и для того, чтобы их деятельность была осмысленной и чтобы она более или менее органично сочеталась с прошлым. Как правило, существенная тяга к истории возникает у общества, которое стоит на перепутье, как человек, который не знает, что ему делать дальше. Например, Генри Форд считал, что вся история -- это более или менее чепуха. Можно ли на основе этого суждения считать великого изобретателя и промышленника несознательным и недобросовестным гражданином? Скорее, это утверждение Форда обнаруживает в нем новатора, который не боится экспериментов. Я бы сказал, что слова Ключевского предлагают консервативное решение проблемы выбора своего пути, и такая точка зрения -- не единственная из возможных, что подтверждают слова Г. Форда. Однако точка зрения Форда часто истолковывается превратно: как отрицание ценностей; поэтому нужно сказать, что слова Форда требуют также наличия ценностей и идеалов у того, кто их произносит.