Вестфальский мир традиционная историческая наука зачастую рассматривает как событие, которое заложило основы современного мирового порядка - разделения мира на национальные государства и появление новых принципов международного права. Однако в последнее время появились новые междисциплинарные исследования, которые подвергают критике отдельные моменты договора. Именно поэтому детальный анализ значения Вестфальского мира для формирования системы функционирования современных международных отношений не потерял своей актуальности и поныне. Исходя из указанной актуальности исследования, автор поставил перед собой цель проанализировать новые работы с данной проблематики для более общего и комплексного понимания значения договора. Новый международный правопорядок согласно Вестфальскому договору должен основываться на Мюнстерском и Оснабрюкськом трактатах. Вестфальский мир ввел в международное право принцип политического равновесия, который должен зафиксировать сложившееся в Европе соотношение сил. Новые границы многих европейских государств стали основой для большинства заключенных впоследствии договоров. Вспомним, что Вестфальский мир закрепил политическую раздробленность Германии, ряд немецких земель перешел в другие государства. Правовые гарантии сохранения политического равновесия должны основываться на использовании мирных средств разрешения международных споров и на возможности применения коллективных санкций против нарушителя. Кроме этого, положения Мюнстерского и Оснабрюкского трактатов повлияли на становление и развитие таких институтов международного права, как международно-правовое признание, международно-правовая ответственность и т.д. Однако современный исследователь Бенно Тешке имеет свою точку зрения относительно упомянутых выше договоров. Изучив данные договоры, автор обнаружил, что они были подписани не между государствами,, а между правителями Франции, Швеции и германским императором. Многие условия, которые описываются в договорах, относились к вопросам территориальных. Считается, что данный мир фактически уравнял в правах реформировано христианство с Римо-католическим христианством. На международном уровне был признан rnпринцип - чье государство того и вера. Кроме того, в международной политике появилось понятие - вестфальская система - которая обеспечивала суверенитет государства на своей территории. На практике же получалось так, что подданные вынуждены исповедовать ту религию, которую выбирал правитель. После заключения мира принцип, по которому правитель мог навязать религию своим землям, был отвергнут и заменен правилом закрепления «вечного» вероисповедания. Таким образом, несмотря на более детальную коррекцию отдельных пунктов договора современными исследователями, отметим, что корни первой попытки создания международного правового порядка достигают 1648 г., впервые в истории человечества создал качественно новую конфигурацию международного права, остановил кровопролитную Тридцатилетнюю войну 1618-1648 гг. в Европе и обеспечил баланс сил на континенте.