«Заколдованное место» — повесть, которой завершается книга «Вечеров на хуторе близ Диканьки», относится к ранним повестям Н. В. Гоголя и восходит к фольклорным рассказам, где повторяется мотив о призрачности нечистым путем добытого богатства, что и в «Вечере накануне Ивана Купалы». Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе. В основу повести положены народные легенды и сказки об «обманных», т. е. заколдованных, местах. В частности, в народных рассказах имеются указания на горящую свечку, обозначающую место над кладом. Точно так же имеются в украинском фольклоре и мотивы призрачности «нечистого» богатства, превращения его в мусор (по примечаниям Н. Степанова). Как организовать урок по этой небольшой повести? Как сделать его максимально интересным для школьников? Думается, в первую очередь следует заранее подготовить к нему учащихся, а именно попросить нескольких школьников подготовить пересказы преданий, легенд и сказок фантастического содержания, близких к повести Н. В. Гоголя. Во-вторых, соответственно оформить класс — портрет Н. В. Гоголя, иллюстрации к повести «Заколдованное место», выставка книг Гоголя в детских и школьных изданиях. Начинается урок сообщением учителя о Гоголе, его творчестве, затем пересказами заранее отобранных учителем легенд, преданий, небольших сказок или кратких пересказов фрагментов из сказок более крупных, но в любом случае близких к фантастическому сюжету «Заколдованного места». Например, важно предложить школьникам прочитать знакомые им народные сказки, предания, бывальщины, былички и подготовить каждому краткий или (если текст невелик) подробный пересказ произведения. Пересказы подобных текстов и работа над трудными словами, которые встретятся в гоголевском повествовании, настроят школьников на восприятие «Заколдованного места».