краткое не могу только токое В комедии «Ревизор» и в поэме «Мертвые души» Гоголь обратился к важным социальным темам. В них идет речь о жизни целых сословий – уездного чиновничества, поместного дворянства. В поле зрения автора «вся Русь». Места, где происходят события, обобщены и типизированы: никак не определяются географически. В отличие от «Мертвых душ», где Россия показана с «одного бока», в «Ревизоре» изображен «соборный город всей темный стороны», так как в поэме мы преимущественно видим помещиков, а в комедии еще и помещиков, купцов, мещан. В двух этих произведениях отражены нравы всех чиновничьих слоев: от уездного в «Ревизоре» до губернского в поэме. И в поэме, и в комедии отражны все сферы деятельности городского чиновничества: высшая городская власть, суд, «заботы» о богоугодных заведениях, почтовая связь. При этом образы всех чиновников типизированы: изображая их, Гоголь обращается к одним и тем же мотивая: во-первых, это мотив «круговой поруки», к примеру, в «Ревизоре» все чиновники являются ближайшими знакомыми городничего. Присутствует здесь и мотив взяточничества: в «Ревизоре» городничий признается, что обманул трех губернаторов, весь свет готов обворовать, в «Мертвых душах» Иван Антонович, «кувшинное рыло», не кто иной, как взяточник. Важным остается и мотив сплетни: в одном случае Хлестаков неожиданно превращается в ревизора, а в другом Коробочка пускает сплетню о Чичикове, охватившей весь город. Можно увидеть также мотив невежества, страха, боязни показаться неблагонадежным. Все чиновники ведут праздный образ жизни, воспринимают должность как возможность приобретения наживы для себя. Чиновники изображаются, как персонажи сатирические, так как несоответствия в них заложены социальные: образ Плюшкина, «бедного» богача. Используется один из любимых способов Гоголем сатирического изображения – гротеск, то есть соединение контрастного. Вообще весь город в «Ревизоре» - «сборный город», город-гротеск. В «Мертвых душах» есть отступления, обобщающие изображения чиновничества: о толстых и тонких, о Прометее, о государственном человеке. Портреты чиновников обобщены, внимание читателя обращено лишь на одну деталь Есть и отличия в изображении чиновников в «Мертвых душах» и в «Ревизоре»: в поэме чиновники даны более обобщенно, чем образы помещиков: у них нет даже фамилии. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что чиновничество в творчестве Гоголя изображает собой все самое грозное и развратное, паразитирующее Россию, не дающее ей развиваться.