Миссия образования в современных условиях - сберечь детство и юность в государственном образовании, помочь семье в воспитании. Предстоит понять, что образование - это социально-генетический механизм непрерывной передачи последующим поколениям накопленного историей опыта, опыта Спасской губы, села Святозеро, Вешкелиц, Олонецкой равнины, деревни Сяргилахты, городов Костомукша, Кондопога, Петрозаводска Республики Карелия, государства Российского и мирового сообщества. Наша обязанность - обеспечить обучение и развитие всех жителей Карелии через диалоги культур русских, карел, вепсов, белорусов, украинцев и т.д. на земле Приладожья, Заонежья, Беломорья, Вепсской волости. У нас есть удивительное культурно- историческое богатство: наследие карело-финского эпоса Калевала, именно мы - богатейшая родина русского фольклора. Именно у нас замечательные традиции Севера и его великих островов - Кижи, Валаама, Соловков. Это и есть культурная база нашего образования. И все же, всем субъектам образовательной политики не следует не дооценивать сложностей, которые имеются на пороге XXI века. Для этого необходимо стремиться сохранить главные черты своих образовательных достижений, традиций. Только это позволит обеспечить преемственность в условиях изменяющегося политического и социального общества. Необходимо признать и отметить: возрастание роли образования в судьбе личности и общества в целом - в решении экономических проблем, развитии научно-технического прогресса, практической реализации научных достижений. Негативное развитие ситуации в системе образования, хроническое неисполнение действующих законов в области образования и молодежной политики, стремление Российского Правительства осуществить реформирование образования вне рамок действующих законодательных норм и вне рамок интересов граждан, государства и национальных традиций в области образования и ухудшает ситуацию в образовании. Ежедневная Борьба государственных и муниципальных образовательных учреждений за выживание в условиях обвального сокращения бюджетного финансирования, отсутствие нормального бюджетного финансирования системы образования во многом определяет и результаты работы в образовании. Кстати, уменьшается прием выпускников основной школы в учреждения начального профессионального образования, ухудшились социальная защищенность обучающихся и условия для реализации учебного процесса, происходит ползучий процесс фактической утраты гражданами права на равный досуг и образование, когда условия обучения и воспитания нередко зависят от материальных возможностей родителей или возможности обучающегося оплатить образование. Разрушается материально-техническая база образования. Обострилась социальная напряженность в образовательных учреждениях, которая в неполной степени вызвана не только очень низким уровнем заработной платы работников и постоянными задержками с ее выплатой, но и "неудачным" действием Правительства по разработке реформ, в основе идеологии которой заложено сокращение объемов финансирования системы образования. (Так в 40-е годы зарплата учителей в среднем равнялась зарплате работников промышленности, к концу 80-х составляла 0,7 от уровня зарплаты в промышленности, сейчас она достигла 0,4- 0,5 с учетом систематической задержки. Катастрофическое состояние дел с учебниками (один учебник на несколько человек), катастрофического уровня достигло состояние здоровья детей, что носит уже характер национального бедствия - к концу обучения остается не более 10% здоровых детей, а в ряде случаев - не больше 2% . Министерство образования провело чрезвычайное республиканское совещание - "Образование и здоровье", доклад и решение, которого будут представлены Председателю Правительства и главам местного самоуправления. В современном мире без высокообразованной молодёжи страна будет плестись в хвосте.