8 класс. Рабочая тетрадь №2 Косулина (страница 7-8 )Многие крестьяне не хотели верить тому, что было написано в царском манифесте. Среди крестьян появлялись лю-ди, которые убеждали их в том, что царский манифест подменён чиновниками, и предлагали свои толкования этого до-кумента. Прочитайте «Манифест о воле», составленный крестьянами Лебединского уезда Харьковской губернии в ап-реле 1861 г. Напротив статей крестьянского манифеста запишите, какие меры были предусмотрены по этим проблемам в правительственном варианте. Крестьянский манифест Царский манифест Ст. 2 Работать на барщине мужикам два, а женщинам один день с тягла… Ст. 3. Во время жатвы на работы к помещикам не ходить, пусть собирает хлеб со своим се-мейством, что соберёт, то и его, а если будет оставаться несобранным хлеб, то собирать миром и миром разделиться Ст.4 Податей и повинностей 5 лет никаких не платить, государь прощает Ст. 5 Помещик должен пахать на своём участке сам сохою, а если не умеет направить сохи, то крестьянин, который тут случится, и пан его будет просить, должен направить, но не сме-яться… Ст. 7 Дворовым каждому семейству пан должен построить хату с постройками, дать лошадь, корову, соху, борону, и все хозяйственные принадлежности, а по 100 руб. сер. На каждого, а буде сего не исполнит, то всё его имущество и постройки продать и раздать на мир Ст. 8 Помещику остаётся земли пахотный участок на его семью такой же, как и мужику, а больше ничего
2 статья только, «Статья 2. Работать на барщине мужикам два, а женщинам один день с тягла…» Тягло – единица обложения крестьян повинностями в пользу помещика. Обычно принято было за крестьянское тягло считать полную семью – полноценный работник – муж с работницею – женой. Иногда взрослый работник, но не имеющий семейства, также принимался за тяглового работника. В большей части помещичьих имений число тягол составляло несколько менее половины ревизского числа душ. (См.: Записка А. П. Заблоцкого - Десятовского «О крепостном состоянии в России». 1841 г.) Таким образом, «по – современному» данное требование звучит примерно так: «От каждой семьи на барщине работать мужикам не более 2 - х дней в неделю, а женщинам – не более 1 дня в неделю»